Внутренний финансовый контроль и аудит

Внутренний финансовый контроль (ВФК) является одним из обязательных элементов финансового менеджмента, осуществляемого в организациях сектора государственного и муниципального управления

N

Собственная разработка программного риск-ориентированного модуля ВФК

N

Обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов

N

Поиск и предотвращение нарушений при исполнении бюджетного процесса

N

Автоматическое формирование «Карты внутреннего финансового контроля»

N

Повышение результативности использования бюджетных средств

Задачи внутреннего финансового контроля

1. Обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента

2. Достижение установленных или запланированных показателей, характеризующих результаты осуществления финансового менеджмента

3. Обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности о реализации государственных программ, исполнении государственных заданий, управленческой отчетности

Для выполнения данных задач мы предлагаем построение процессной модели ВФК, основанной на рисках невыполнения 20 бюджетных процедур, определенных Минфином и подверженных проверке со стороны Счетной палаты:
1. Составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований.
2. Составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета.
3. Составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
4. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
5. Составление и направление документов в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
6. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет.
7. Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.
8. Составление и исполнение бюджетной сметы.
9. Принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
10. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
11. Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
12. Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах).
13. Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
14. Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
15. Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
16. Исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
17. Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
18. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
19. Осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
20. Осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
Программный риск-ориентированный модуль ВФК включает детальный алгоритм контрольных действий, направленных на поиск и предотвращение нарушений при исполнении бюджетного процесса.

Модуль включает в себя:
• реестр бюджетных процедур;
• реестр бюджетных процессов;
• реестр бюджетных операций;
• реестр типовых нарушений;
• реестр рисков;
• реестр участников бюджетного процесса;
• раздел формирования карт ВФК;
• раздел формирования журнала операций;
• раздел работы с нарушениями;
• раздел администрирования;
• раздел пользовательских процедур;
• раздел нормативно-справочная информация (НСИ).

Перечню вышеуказанных бюджетных процедур соответствуют бюджетные операции в привязке к рискам и ответственным за исполнение бюджетной операции, при этом закрепление контроля по подчиненности учитывает права пользователя на внесение изменений в ПО. На основании перечня бюджетных процедур, операций и степени риска по каждой операции в программном обеспечении формируется «Карта внутреннего финансового контроля» (карта ВФК) в соответствии с рекомендациями Приказа N356.

Схема процессов внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль осуществляется в следующих разделах программного обеспечения:
• Планирование бюджета;
• Исполнение бюджета по доходам и расходам;
• Начисление заработной платы;
• Составление бюджетной отчетности.

Ошибки регистрируются в Реестре нарушений, анализируются и устраняются. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы добиться снижения уровня ошибок при проведении камеральных проверок. Выполнение данных условий в итоге позволит улучшить показатели финансового менеджмента получателя бюджетных средств.
В случае использования однотипного программного обеспечения у получателей бюджетных средств возможно создание единой системы мониторинга, доступной центральному аппарату ГРБС. Это позволит осуществлять мониторинг подведомственной сети для обнаружения и устранения ошибок в бюджетном учете.

Результаты автоматизации

  • Обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента
  • Предотвращение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  • Повышение результативности использования бюджетных средств