Создание медицинской информационной системы для медицинских организаций санаторно-курортного лечения, подведомственных Минздраву России (МИС САНКУР)

О проекте
Краткое описание
В учреждениях санаторно-курортного профиля, подведомственных Минздраву России, была построена медицинская информационная система на основе облачной подсистемы Фреш. Автоматизированы процессы бронирования, размещения и управления потоками пациентов, персонифицированного учета оказания медицинской помощи, а так же деятельности диагностических служб. Достигнута важная цель по интеграции с подсистемами ЕГИСЗ. В результате проекта трудозатраты на подготовку медицинских документов снизились на 15%. Автоматизация позволила упорядочить движение лекарственных препаратов и сократить временные издержки на осуществление их учета старшими и постовыми сестрами на 10%
Заказчик
В учреждениях санаторно-курортного профиля, подведомственных Минздраву России, была построена медицинская информационная система на основе облачной подсистемы Фреш. Автоматизированы процессы бронирования, размещения и управления потоками пациентов, персонифицированного учета оказания медицинской помощи, а так же деятельности диагностических служб. Достигнута важная цель по интеграции с подсистемами ЕГИСЗ. В результате проекта трудозатраты на подготовку медицинских документов снизились на 15%. Автоматизация позволила упорядочить движение лекарственных препаратов и сократить временные издержки на осуществление их учета старшими и постовыми сестрами на 10%
Цели и задачи
Задача проекта: создать медицинскую информационную систему.

Цели проекта:

  • автоматизация учета деятельности медицинских организаций, оказывающих услуги санаторно-курортного лечения;
  • автоматизация учета ведения взаиморасчетов с контрагентами;
  • построение управлением потоков пациентов;
  • обеспечение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.
Ситуация до старта проекта
В десяти санаториях из тридцати одного отсутствовали средства автоматизации основной деятельности медицинской организации. В остальных имелись локальные медицинские информационные системы, реализованные на различных технологических платформах.

В нескольких санаториях аптечный учет осуществлялся на базе решения «1С:Медицина. Больничная аптека», в остальных либо вручную, либо на разном ПО, не взаимодействовавшем с МДЛП. Подавляющее большинство санаториев не выполняло требований нормативно-правовых актов по интеграции с ЕГИСЗ МЗ РФ и МДЛП а также по электронному взаимодействию с бюро МСЭ Минтруда России.

Архитектура решения и масштаб проекта

Медицинская информационная система построена на базе облачной подсистемы Фреш. Использование данной подсистемы позволило сотрудникам санаториев получить доступ к созданной централизованной облачной МИС, функционирующей в защищенной сети передачи данных Минздрава России (ЗСПД). Доступ к МИС осуществляется по ЗСПД, с использованием программно-аппаратных крипто-шлюзов. МИС САНКУР включает в свой состав следующие подсистемы:

  1. Регистратура.
  2. Приемное отделение.
  3. Ведение ЭМК.
  4. Учет временной нетрудоспособности.
  5. Аптека МО.
  6. Управление коечным фондом.
  7. Управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь
  8. Статистика.
  9. Клинико-экспертная работа.

Для обеспечения информационного взаимодействия с внешним информационным обеспечением осуществлена интеграция:

  1. «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Больничная аптека».
  2. «1С:Медицина. Больница» с «1С:Медицина. Регион».
  3. «1С:Медицина. Регион» с сервисом обогащения.
  4. «1С:Медицина. Регион» с сервисом идентификации.
  5. «1С:Медицина. Регион» с ГИП.
  6. «1С:Медицина. Регион» с РЭМД ЕГИСЗ.
  7. «1С:Медицина. Регион» с ФРМР/ФРМО.
  8. «1С:Медицина. Больничная аптека» с ФГИС МДЛП.

Проект МИС САНКУР охватил 31 федеральное государственное бюджетное учреждение, в которых на лечении находится около 30000 пациентов в год. В совокупности автоматизировано 640 рабочих места, за которыми в МИС работает более 1741 сотрудников. В среднем ежемесячный прирост медицинских документов составляет 9 тыс. штук. Постепенно увеличивается количество и передаваемых в РЭМД СЭМД, в настоящий момент успешно проходит регистрацию более 6 тысяч документов ежемесячно.

Особенности и уникальность проекта
МИС САНКУР создана на основе облачной подсистемы Фреш в защищенной сети передачи данных Минздрава России (ЗСПД Минздрава России). Это обеспечило существенную экономию аппаратных ресурсов, централизованное выполнение и автоматизацию процессов обслуживания. Создание МИС САНКУР осуществлялось поэтапно:

  1. На 1-м этапе осуществлено развертывание (на программно-технических средствах заказчика), создание и настройка МИС САНКУР в соответствии с целевым назначением.
  2. На 2-м этапе в 5 пилотных медицинских организациях (МО) была произведена опытная эксплуатация МИС САНКУР, в рамках которой осуществлена установка и настройка настороенной конфигурации «1С:Медицина. Больница» . Осуществлен сбор пожеланий и требований по адаптации системы.
  3. На 3-м этапе осуществлена адаптация и тиражирование МИС САНКУР в 26 санаториях.
  4. На 4-м этапе осуществлена разработка и апробация прототипа мобильного приложения на платформе Android.

Уникальности проекту придает реализация дополнительных функциональных возможностей типового программного обеспечения 1С:

  • актуализация печатных форм;
  • реализация шаблонов дополнительных медицинских документов;
  • доработка атрибутного состава форм документов;
  • реализация функционала управления номерным фондом;
  • реализация функционала управления бронированием.

По результатам адаптации типового решения было разработано руководство пользователя и дистанционный курс обучения (формат SCORM 2004).

Результаты проекта
Реализация данного проекта позволила создать МИС, которая автоматизирует учет медицинской деятельности и соответствует требованиям 31 (тридцати одного) учреждения санаторно-курортного профиля. Автоматизированы процессы управления потоками пациентов, поступления, лечения и выписки пациентов, персонифицированного учета оказания медицинской помощи, деятельности диагностических служб . Достигнута важная цель по интеграции с подсистемами ЕГИСЗ. Ежедневно осуществляется регистрация большого числа СЭМД в РЭМД, основными из которых являются:

  • осмотр лечащим врачом;
  • протоколы консультаций;
  • протоколы инструментальных исследований;
  • протоколы лабораторных исследований;
  • эпикризы в стационаре выписные.

В результате внедрения системы получены следующие преимущества:

  1. Сокращение трудозатрат на подготовку медицинских документов — 15%.
  2. Автоматизация позволила упорядочить движение лекарственных препаратов и сократить временные издержки на осуществление их учета старшими и постовыми сестрами на 10%, а также появилась возможность осуществления персонифицированного учета лекарственных препаратов в отделениях.